фортуна


Изначально Кармина Бурана, сочинённая Орфом в 41 год, была театральным представлением, и все след. 45 лет своей жизни Орф развивал идеи, в ней воплотившиеся: объединение разных искусств (речь, музыка, движение и танец) в одном сценическом действии. Увы, большинство современных исполнений КБ - это просто хор с оркестром.
   
 
zoom
1. премьера, Франкфурт-на-Майне, 1937 / 2. афиша премьеры / 3. 1938 год / 4-5. рукописи КБ / 6. 1956 / 7. 1975

самая известная часть КБ - Фортуна - точно выражает присущую Орфу интенцию, обратную Чайковскому с его Фатумом. Даже Босх и Рабле, даже греческие трагедии - всё у Орфа позитивно, как позитивна сама Флора. Два основных композитора III Райха - Орф и Штраус, два осн. композитора СССР - Прокофьев и Шостакович. С др. стороны, в русском музыкальном космосе можно выделить два полюса - Прокофьев и Чайковский; в этом смысле я причислил бы Шостаковича к линии Чайковского. Прокофьев, удивительно похожий внешне на молодого Орфа, так сказать, структурно занимает в этом космосе такое же место - психически здорового, не обременённого упадническим психологизмом художника. В детстве я почему-то думал, что Орф - француз. В нём, действительно, осуществлён некий мост между этими великими культурами, которые всегда сталкивала между собой третья, островная. Как я понимаю французов-германофилов! Можно вспомнить и слова Орфа о Дебюсси: это было как "прорыв дамбы, изменивший весь мой духовный и интеллектуальный ландшафт".