ahl-e haqq

семья Элахи (Илахи)

когда умер Бежар, и я стал искать записи его учителя Али Нур Элахи - мне попалось это фото 1944: Али Нур и его сын Aminollah Elahi - в традиционной курдской одежде. Сын стал мастером игры на танбуре и нее и возглавил Ahl-e Haqq, пойдя по стопам своего знаменитого деда, Haj Ne’mat. До 1983 он жил в Иране, потом - во Франции, где умер в 2004.
click=zoom
------------------------
Sultan Sahak (XIV - XV), известный также под именем Ярсана - курдский религиозный лидер, основавший синкретическое движение Ahl-e Haqq. Ценя его предсказания, с ним встречался Тимур (Тамерлан)

Sultan родился в Barzanjeh (ныне иракская провинция Киркук). Он был прямым потомком шиитского Имама Мусы Казима. Его мать считалась последователями манифестацией Девы Марии, т.к. по их мнению Sultan появился в результате непорочного зачатия и принёс в мир последний Завет с Богом - Bayabas-e Pirdiwari (тот, кто за мостом). Его учение было записано учениками и позднее издано на гурани под названием Kalam-e Saranjam.
-------------
Hajj Nematollah родился в 1871 (1288 AH) в маленькой курдской деревне Jeyhounabad. Отец назвал его Nematollah (Nemat = Милость / ollah = Бога), т.к. в день его рождения на Персию пролился дождь после ужасной засухи. Он был правнуком Bayan Beg, который сопровождал Aga Abbas (одного из преемников Shah Hayas) в Jeyhounabad в конце XVIII AD.

Оставив правительственную службу, Haj Ne’mat написал Shah-Nama-Ye Haqiqat (Haqq ol-Haqayeq) - Книгу Царей Истины, которую издал под руководством Корбена, назвавшего текст "an entire bible onto itself." Издано в 1966 в Bibliotheque Iranienne, Librairie D’Amerique Et D’Orient Adrien - Maisonneuve. Среди прочего, в книге утверждается ассоциация первых трёх халифов с Иблисом.

Особая глава в книге посвящена Имаму Али. "The beginning was Ali and the end is Ali. Both worlds are luminous from the light of Ali. Ali is the manifestation of the pure essence of God, He is the King and Lord of both worlds. A sparkle of His essence, like the sun appeared at my time. I became so illuminated by him, that I knew of no God, other than Him."

Другой основной труд Haj Ne’mat закончил в 1910, это был 4х-частный Forqan ol-Akhbar (aka Firqan Al-Akhbar, The Firkan, Furqan al-Akhbar). Из Encyclopedia Britannica: "The chief source of information about the Ahl-e Haqq is the Firqan al-Akhbar."

подробнее:
The first part of Forqan ol-Akhbar deals with the fundamental principles of the haqiqat established in pre-eternity by the Divinity who in the stage of “ya-yi ghaybat” became externalized in the garment of Khawandagar. The law remained concealed till the coming of Sultan Sohak. Then the daftardars recorded these doctrines but each in his own way and according to the sources which were accessible to him. As a result the Ahl-e Haqq community has no (single) sacred book and its divisions are distinguished by different views. The Ahl-e Haqq required a kutb-I kull which would be unique. So after 1324/1906 Ne’matollah, by God’s command, abandoned the world and became the “messenger of the Lord of the Hour”, of Pir Benyamin (explained as bin + ya + amin “faithful son of Ya). Then comes the explanation of metempsychosis (gardish-e dun be-dun = “going from one garment to another”). The creatures of the world are divided into two distinct categories according to their original element (zarda-gil or khak-i siyah). To the first belong the Saved and Luminous beings whose receptive sardars are Benyamin and Sayyid Muhammad (in his avatar of Buzurg-sawar). To the other category belong beings of fire and darkness whose respective "sardars" are Iblis and Khannas, with whom are associated the first three caliphs, Mu’awiya, Aisha, etc. The intermixture of the two categories of beings produces combinations which may be recognized even externally.

The second part of the treatise is mainly concerned with the correspondence of the avatars through the ages. Thus manifestations of Benyamin are Noah, Jesus and provisionally (mihman) Rustam of the Persian epic; those of Razbar: Bilkis, the Queen of Saba, Mary the mother of Jesus, etc.; those of Sayyid Muhammad: Zoroaster, the prophet Muhammad, etc. Next we are given the history of Sultan Sohak (Ishak) and of his successors.

The third part relates the personal experiences of Hajj Ne’matollah and the commandments which he received from God during his journey “to the beyond” (safar-I ukba), notably his mission to unite the khanadans, to give absolution from sins (az khiyanat pak namudan) and to intercede (shifa’at) with the “Lord of Time.”

The fourth part is the very full description of the rites and customs (amr wa-nahy), with the Gurani text of the formulae recited on each occasion.
© K. Morgan, 1995.

Умер в Jeyhounabad 28 февраля 1919 в возрасте 47 лет.
-----------
Malek Jân была пятой (род. 11.12.1906) из семи детей Haj Ne’mat и Sakineh Khanoum. Предки семьи более двухсот лет жили в деревне Jeyhounabad в провинции Керманшах (зап. Иран). В 20 лет Malek Jân ослепла. Старший сын Haj Ne’mat - Устад Нур Али Элахи - навсегда сохранил с ней особую мистическую связь, поручив ей продолжать и развивать его учение после его смерти (в 79 лет - Лозанна, 19 окт. 1974). Автор около 40 книг на фарси и курдском. В 1993 в 87 лет переехала из своей деревни к родственникам во Францию, где и похоронена (Baillou).

   дом их детства

   click=zoom

Самым крупным русским исследователем Ahl-e Haqq был, видимо, похороненный на Новодевичьем Владимир Минорский: именно ему Hajj Nematollah и доверил перевести свой основной труд Forqan ol-Akhbar (после смерти Минорского в 1966 этот единственный из рукописных манускриптов Hajj Nematollah был утерян - он так и не опубликован). Нельзя забывать и о другом знаменитом русском - Владимире Иванове, написавшем The Truthworshippers of Kurdistan (изд. Leiden: The Ismaili Society, 1953).

RSS-материал