музыка

Метаморфозы

сегодня, в ДР Фурта (130) - годовщина 2х премьер Штрауса: "Электры" (Дрезден 1909) и "Метаморфоз" (Цюрих 1946). Свой "реквием" Ш. закончил писать 12 апреля 1945, т.е. в день посл. концерта BPO c корзиной цианидов на выходе, дирижировал Фурт. Два сочинения возглавляют мой хит-парад камерных - более квинтета - произведений, оба написаны Рихардами, оба впервые исполнены музыкантами из Цюриха (Hans Richter & Tonhalle-Orchester и Sacher & Collegium Musicum). Началась работа над Метаморфозами 13 марта, т.е. на след. день после уничтожения Венской Оперы. Что имел в виду Ш., написав у партий виолончелей и контрабасов в том месте, где они цитируют Похоронный марш из Героической: "IN MEMORIAM"? Возможно, он думал и об уничтоженном. любимом Мюнхенском Nationaltheater, тк был же и München Gedachtniswalzer..

получил регулярной почтой поздр.открытку из Н-ска от Центра реабилитации хищных птиц с фото белой совы. И, через неск. минут включив комп, увидел в ленте полярную сову, зафиксированную камерой над каким-то канадским шоссе. Вспомнил о Гарри Поттере. Потом о словах папы Франциска про последнее Рождество (ДЛЯ ИЗБРАННЫХ) - это, я думаю, тренд наступающего через месяц года Красной Обезьяны: волшебство. Ведь что противоположнее конвейеру? Смерть всё ближе, каждый кусок шоколада как последний, а в случае волшебства - как единственный. Желаю всем перспективных закатов и волшебных рассветов!

57_n

уничтожение Москвы:
* Громко спасали, снесут по-тихому
* Информационный бюллетень Архнадзора 11.01–18.01
* может исчезнуть еще один памятник архитектуры (усадьба Эминского на Покровке)
из сети:
* Lost Cantata Co-Written by Mozart and Salieri Found!
* Werner Herzog's new documentary about the internet
* Эвола. Рецензия на книгу Альтхейма "Непобедимый Бог: Язычество и Христианство"

30 октября 2015

осн. событие недели, конечно, уход 25-го Мамлеева [видео 1, видео 2] (как и Головина - поздним октябрём). Отпевали его 28-го в Патриаршем подворье - домо́вом храме МГУ, т.е. в бывшем доме Пашкова, брата того, что владел знаменитым дворцом: оба здания замыкают аркой ваганьковский холм со стороны Кремля. А вечером я был на прекрасной лекции Рахматуллина и о том дворце, и вообще о некоем едином прообразе "святых столиц" - Иерусалима, Рима, Москвы - в градостроительном и метафизическом смыслах.
После отпевания, была гражд. панихида в ЦДЛ - пошёл туда из института, где впервые показывал своему профессору эскиз нового романса на стихи южинцев - Провоторова (были Мамлеев, Ковенацкий, Головин, Джемаль) - с Поварской на соседнюю Никитскую, 5 мин. Купил по дороге розы странного оранжевого цвета, не видал таких раньше.

в юности брал автографы, а потом - в кастанедовском угаре "всё стереть, со всем расстаться" - выбросил два ведра бумажек, от Гилельса до Баренбойма. С тех пор взял лишь один, в день знакомства с Мамлеевым в 1989, когда он 1й раз приехал в Москву. Уж потом здесь появились его книги, и мы по соседски общались - но в тот октябрьский день я увидел легенду, о к-й впервые услышал от Саши Горелика в 79м, приобретя же добротно сделанный в КГБ двухсторонний ксерокс "Шатунов" - испытал странное чувство отрезвления (в том издании, кстати, были главы о "религии Я", не вошедшие ни в одну официальную публикацию). Под рукой оказался лишь ксерокс Генона на исп., к-го тогда читала мне на ночь жена
maml
уничтожение Москвы:
* интервью Рахматуллина 28 окт (аудио)
* интервью Рахматуллина 28 окт (видео)
* В Кривоколенном переулке разрушаются Палаты Ладо
* SOS-сигнал Института радиосвязи
из сети:
* HIERONYMUS BOSCH’S 500-YEAR-OLD BUTT SONG FROM HELL ( + "The Music Written on This Dude's Butt" by Bosch)
* SMUG: Scientific Music Generator
* The Henry VIII book
* The oldest written song ever discovered — The Hurrian Hymn (c.1400BC)
* Classical music's new audience is multi-sensory
* Music and memory
* Suicide is painless
* Download 35,000 Works of Art from the National Gallery
* Архив газеты "Северная пчела" в PDF, 1825-1864
* Why The Mainstream Media Doesn’t Want You To Know What Happened In Iceland (youtube)

ВЕРБАЛЬНОЕ - НЕВЕРБАЛЬНОЕ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ИСЛАМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

когда-то в сети распространилась статья Тамилы Джани-заде "ВЕРБАЛЬНОЕ-НЕВЕРБАЛЬНОЕ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ИСЛАМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ"
а вот из её вчерашнего письма: Удивляюсь, что моя совершенно мало выразительная и мало значащая для меня статья о вербальном и невербальном - это доклад на одной из старинных конференций в РГГУ - попала в Интернет и вызывает отклики сегодня. Тогда как весьма важные мысли, которые имеются в других моих статьях не усваиваются, а, вернее, только сейчас начинают как-то улавливаться некоторыми моими коллегами из Баку, Казани и Средней Азии. Пугает то, что на некоторых сайтах меня частично цитируют, а потом прилепляют жуткую отсебятину, которая идет тоже от моего имени.

Help!

с компом была катавасия, всё испортилось, но всё и к лучшему: неск. раз переставлял ось, узнал кое-что полезное, добавил оперативки и, неожиданно, впервые за неск. лет сделал мощную перестановку в комнате, впервые за неск. лет достав из мощного калифорнийского кофра свой Верхний Дом, Oberheim OB8 - кажется, 1й мидированный инструмент (? но есть OB8 и без миди), в России их менее 10, тк 10й был у Софии Ротару. Я приобрёл его в тот день, когда в ЦДХ была выставка-концерт Юры Орлова - вектор к личному "изначалу путей". Играл на нём в 2х группах - Коррозии Металла и Альянсе. И уже тогда понял, что это некая некромантическая станция. Бывали моменты, когда я в испуге выключал его, чувствуя, что забрался в опасные электрические зоны, и вот-вот нечто сюда. прорвётся. Последний раз играл на нём с Летовым. Потом дал на год знакомому, к-й вернул еле живым: звуки стёрты, многое не работает, но шикарные генераторы звучат. Знакомый погиб, а я решил вновь поиграть на этом OB8 - вероятно, опять с Летовым в начале осени... Я опять в него влюбился, в искалеченного и прекрасного, а влюблённость и осторожность несовместимы... Аналог - жизнь, цифра - мертвечина (впрочем, Жагун возразил мне: "душа есть во всём, зависит от подхода")...

Сегодня не только ДР самых известных русина (Уорхола) и хакера (Митника) и 50 лет выходу в ГБ альбома Хелп! (ровно через 3 года в ГЫ вышел и Waiting For The Sun), но и праздник, в том числе, блоггеров: 6 авг. 1991, в католическое Преображение Господне, день ликвидации Священной Римской империи (любопытно, что отрекшийся император представлял 14ю династию, а Николай II был 14м императором России) и "день Хиросимы" (спец. оставленной нетронутой бомбардировками, чтобы измерить будущие повреждения), Сэр Тимоти Джон Бернерс-Ли запустил 1й в мире веб-сайт
из сети:
* прп.Серафим Саровский молился по древлеправославному чину
* Основные отличия християнской Веры от никониянской
* Открытое Письмо Гидона Кремера д-ру муз. фестиваля в Вербье
* Cверхширококолейные железные дороги (Breitspurbahn)
* World’s largest natural sound archive now fully digital and fully online
* литературный украинский
* Индусы на санскрите не говорят, а мы говорим...
* у нас отнимают наше прошлое, уничтожают тыл
* «Парижский вестник. № 4» (1942)

The End

22 года назад прозвучала последняя передача Radio Berlin International (RBI), слившегося с Deutsche Welle. Последней музыкой была песня The Doors "The End". Это весьма "автоархеологические" события, тк, будучи радиолюбителем-DX'ом, я частенько получал пакеты с RBI и именно после "случайного" прослушивания по DW Открытого письма Ходорович c зачитанным её полным адресом, началась моя "диссидентская" эпопея.

Вчера, слушая Return Of Black September, гость сказал мне, что Муслимгоз напоминает ему Гульда. Я согласился. Тут позвонил Мартынов и попросил напомнить слова Гульда о Кейдже в одном фильме. Оказалось, в тему:
"Я считаю, что всё культурное мировосприятие подходит к тому времени, когда старые разделённые понятия композитора, исполнителя и слушателя начинают перемешиваться. Я думаю, что Кейдж стремился не к тому, чтобы мы знали его работы, а к постижению его веры в то, что существует один воспринимающий субъект, наделённый способностью к рефлексии - что делает его созидателем - и что слушатель и творец перемешиваются, взаимопроникают".

Первый камень

140 лет назад в Байрёйте Вагнер заложил 1-й камень в Festspielhaus, продирижировав "по этой причине" 9-й симфонией Бетховена. Не только "беда не приходит одна", но и вообще события - уж коль начнут происходить, так тоже группируются: иные дни относительно "пусты" и в личной жизни и в истории, в другие, как 6/19-го (Н.II, Эвола) или 9/22 (Никола Вешний, Бах в Ляйпциге, Вагнер в Ляйпциге, самолёт, телевизор, ДР ДОМ'а у Пятницкой - 13 лет) - мир говорит с нами громче обычного. В это 19-е (накануне умер FD) чуток поиграл с Отказом в ЦДХ (новый зал, плохой звук), посетил Музей Скрябина (Ночь музеев, с концертом во дворике, где играли Карманова) и, вернувшись в ЦДХ (Вера Сажина, Герман Виноградов), встретил Юру Орлова, живущего теперь на славной для меня Нижегородской и уезжающего вскоре на пару лет в Верону работать над альбомом, зовёт с собой и планирует жить в плавучем городе. В ночь на 21-е - начало Близнецов - кольцевое солн. затмение (о к-м уважаемая мною Bernadette Brady пишет: "Существует потенциал для признания какой-то навязчивой идеи"). Заходили Ф., О. и Р., подарили прекрасный альбом из коллекций Ага-Хана. Собираюсь на Winterreise с Holzmair'ом. В доме Скрябина (с Беккером, который он "целовал", по виду таким же, как и подаренный мне в шесть лет) похожий на Баскова экскурсовод сказал, что АНС род. на Рождество (и ведь единственный, кто хотел изменить своей музыкой физические законы, начать необратимую реакцию!) и умер на Пасху (+ договор найма дома, подписанный за три года, истёк в день смерти) - это не совсем так: пасха в 1915 (Н.II подарил Марии Федоровне яйцо Фаберже "Красный крест", а Жуковский написал Пасхальный натюрморт, Кустодиев "Крестный ход на пасху", А.Маковский "Пасхальный стол") была ранней, 22 марта по ст.ст., а АНС скончался 14-го апр., в день Мартина Исп. Но март, действительно, был месяц особый у него: премьеры и симф. поэмы "Мечты" (1891), и 1й (1901) и 2й (1903) симфоний, и "Прометея" (1911 в России, 1915 за границей), и даже Iч. "Предварительного Действа" (1973). В марте 1907 он покинул США (из-за связи с ТФ). А, кстати, кто ещё проходил гиюр из "известных" людей, кроме Ариадны Скрябиной и Жаклин дю Пре?

уничтожение Москвы: Снова о варварстве на Забелина.
из сети: Белая чума

с Косой перед Камнем

Дама у трёх дорог... 29 окт. я запостил по фрагменту из двух симфоний: Шестой Чайковского (была годовщина премьеры) и 8й Брукнера (было 50 лет одной записи с Кна). Обе линии проявились опять, но менее сфокусированно, те два дня - за четыре теперь. Тогда я писал: "16 по юлианскому, финальная премьера самого финального произведения из слышанных мною - Шестой Чайковского, с фа-диезными флейтами в самом начале её финала, который начинается тоже с фа-диеза (фа-ми-ре-до). На 9й день он умер". Сегодня же - 7 дек. по юлианскому, годовщина премьеры Пиковой Дамы (у новостильников - 19го дек.), после к-й, как писал Асафьев, движение Чайковского к смерти стало неуклонным. Первая, задающая всему тон и характер, тема в опере - начинающийся с фа# знаменитый си-минорный мотив, повторяющий не только тональность Шестой, но и состоящий всё из тех же нот (fa-mi-re-do-si) в обратном движении. Эта тема напомнила мне о рахманиновской из III концерта (я цитирую её в "Жаль" Вежливого Отказа): вот две стороны чего-то очень русского: драматическая и тревожная - и загадочная как небезызвестная улыбка, сдержанно волнующаяся и таящая в себе потенциал той сентиментальности, которая делает уже брукнеровские славянизмы чем-то, опасно приближающимся к национальной пошлости - не германской, как в побочной теме III концерта для ф-но Бетховена, но именно русской - просторно-пантеистичной и вяло-недопафосной.

В воскресенье была годовщина премьеры 8й Брукнера, неожиданное сочетание: петербургская финальность и адажио, адажио - был весьма бурный день, закончившийся тем, что я играл и играл его, оказавшись у Мытной, у Донского. Вчера заходил в фонд Марджани на Вавилова, лет 10 не был в том здании... / Ивашова сняли с выборов. / Продолжается изъятие и уничтожение вост. древностей, на этот раз дотла сожгли каирскую библиотеку [UPD подробнее].

В эти дни умерли те, кто выделялся своей эксклюзивностью: самый большой вклад музыканта в ВВП страны (Эвора), 1я коммунистическая династия Руководителей (Ким Чен Ир), последний Президент страны (Чехословакия) и Президент-драматург (Гавел, посл. выход на публику - с Далай-ламой), первая не-христианка, ставшая "Мисс Венесуэла" (буддистка Эва Экваль).
http://fa.hole.ru/RadioPyongyang.mp3 = это траурная передача Радио Пхеньяна на русском языке. (+ корейские улицы на youtube)
фон:
* в Москву привезли - в сопровождении архиепископа Флоренции - флорентийца Джотто, в Италию отдали Рублёва и Дионисия (в баптистерий, где крестили Данте). об "инициаторах экуменического «проекта» с Рублевым" - подробнее.
* в Москве в щусевском музее открылась выставка "Архитектор власти. К 120-летию со дня рождения Бориса Иофана"
из сети:
* Will the SOPA bill kill the Internet?
* В сеть выложили архив нацистского искусства
* Первое, что бросается в глаза, - количество людей, не пожелавших идентифицировать себя с точки зрения национальной принадлежности.
* via ritovita: Юсуповы с своей переписке шифровались, Царя и Царицу называли "дядя" и "тётя". А Родзянко и Распутина, соответственно, "Медведевым" и "Путиным".

годовщина

4 окт. - последний день до календарного раскола: след. день в 1582 у новостильников был уже 15-м октября. И - более личное - 4-го умер Гульд, на 7й день после инсульта и 9й после 50-летия. Вчера слушал с ним Баха и сравнивал с Пинноком и Леонхардом... Конечно, для Л. всё это вибрато и симфонизмы обычного бернстайновского звучания - какое-то непотребство, но сам Г. играет настолько по-другому, что спор за аутентиков исчезает сам собой, тк масштаб этой музыки, появившиеся смыслы, её "код" - уже не барокко, уже и не музыка.

и сегодня годовщина штурма парламента - в 7.40 ворвались автоматчики, а в 10.40 танки стали бить прямой наводкой, и в центре города ненадолго возник новый крематорий. + свадьба Булгакова, Спутник: символы, как обычно, группируются. А вчера, несмотря на завещание Нобеля, впервые в истории объявлено о присуждении премии посмертно: награждённый умер уже после избрания, 30-го.
фон: объявили Нобелев. по физике, по тв фильм про Гинзбурга (радио, НН, Гульд, Сахаров) и сериал Мастер и Маргарита, создали гос. комиссию по вопросам сноса памятников архитектуры Москвы, созв. с Н.
UPD 5-го умерли от рака Steve Jobs, 56 и Bert Jansch, 67 /встреча с Н.
из сети:
* Помним!
* Русский националист перед путинским судом
* Пленен Петр Хомяков
* Ливийские хроники
* Рихард Шерингер: биография
* РЕЗОЛЮЦИЯ МИТИНГА В ЗАЩИТУ ИСТОРИЧЕСКОЙ МОСКВЫ

как обычно

вот и на нашей улице праздник... Как обычно, расхождение в осн. датах исламского календаря - в три дня, вот и сейчас 1-е шавваля наступило где 30-го авг. (напр., у индийских бохра), где 31-го, где 1-го, после Саудитов - иранцы, после них - иракцы-систанийцы. Что уж тут говорить о хронологической точности в средние века... / я как-то писал о дочери Калаича, любительнице Флоры и танго, "открывшей" мне Сибелиуса - вот она на ютубе: Sonja Kalajic / ещё пару месяцев назад был как-то в пятницу на концерте Шинейд О'Коннор - пожалуй, никого я не видел настолько изменившимся, босая толстая женщина, на к-ю постоянно надевали другую гитару, говорила о 4-х своих детях - и была похожа на ждущую пятого, её пацифизм стал напоминать баэзовский, только акустика, все песни, казалось, на один мотив - но, странное дело, не надоело...
уничтожение Москвы:
* 30-го полностью сгорел одно из посл. зданий "старой" ВДНХ (1936) - павильон №56. Тушило 2 вертолёта из Жуковского. От здания остались только колонны и фонтан со змеёй, обвивающей чашу. На др. день бульдозером снесли этот совершенно целый фонтан, и вырубили хорошие деревья.
zoom
из сети:
* Миссия невыполнима
* Но бойцы Хамиса пока держатся, - рассказал Аргументам.ру помощник Каддафи подполковник в отставке Илья Коренев
* The Tripoli Pogrom
* Министр иностр. дел Ирана Салехи позвонил главе НПС Джалилу и поздравил его с "победой мусульманского народа Ливии"; Джалил же попросил поприветствовать аятоллу Хаменеи
* Тьерри Мейсан, Тайна Гуантанамо
* Британская корона против Руси
* инт. с Нагано
* Ali Naghi Zabihzadeh, Shi‘ite Authorities in the Age of Minor Occultation, Part II
* малоизвестно, что Афон, рассматривая себя как отд. государство внутри греческого гос-ва, присоединился к гитлеровской империи добровольно. Ещё менее известно, что священный кинот Афона (по благословению игуменов всех монастырей) написал письмо Гитлеру и провозгласил ему многая лета.
* основатель IKEA - сборный нацист
* History of the Gnostic Catholic Church

мольба об избавлении от хрипоты

В н. XI в. в Италии возникла слоговая система обозначения звуков, связанная с возникновением линейной нотации. Изобретателем и того и другого считают известного музыканта XI в. Гвидо Аретинского. Папа Иоанн XIX вызвал Гвидо к себе, ознакомился с новой системой, попробовал петь по ней и нашел ее очень удобной. После этого изобретение Гвидо распространилось по Европе, дожив до наших дней.

Слоговые названия звуков определенного лада Гвидо взял из начальных слогов строк гимна св. Иоанну, в котором певцы молили избавить их от хрипоты:
Ut queant laxis
resonare fibris,
Mira gestorum
famuli tuorum,
Solve polluti
labii reatum,
Sancte Iohannes!

"Дабы могли рабы твои /На сладостных струнах /Возглашать твои дивные деяния,
Очисти от грехов /Их бренные уста, /Святой Иоанн!"

Из этого гимна были взяты слоги "ут", "ре", "ми", "фа", "соль", "ля". Слог "си" составили первые буквы слов последней строчки гимна: "Sancte lohannes" (введён в широкое употребление в 1595 г.). Такая система обозначения звуков была удобна для пения, так как первым звуком в слоге был согласный, на котором естественно выстроить певческую атаку, продолжая потом звучать на гласном. Единственное неудобство составлял слог "ут". Поэтому итальянский теоретик и учитель пения Дж. Дони в 1540 г. заменил его на "до", взяв этот слог из собственной фамилии. Распевание мелодии такими условными слогами вскоре получило название "сольмизация", так как церковный певческий диапазон в XI веке укладывался от "соль" большой октавы до "ми" второй.

Освоение же линейной нотации происходило следующим образом. Еще задолго до Гвидо делались частичные попытки уточнить высоту звуков в невменной нотации. Например, проводилась цветная черта и знаки расставлялись над ней, на ней и под ней. При этом, красная линия обозначала звук "фа" малой октавы, а желтая - "до" первой октавы. желтую линию он заменил зеленой и прибавил еще две черные линии. Теперь зеленая линия означала звук "до" первой октавы, черная линия над зеленой - "ми" первой октавы, черная линия под зеленой - "ля" малой октавы, далее вниз шла красная линия - "фа" малой октавы. Обычно в певческой практике использовали эти четыре линии, размещая на них и между ними ноты. Но уже в XII в. к ним снизу прибавили еще одну черную линию - "ре" малой октавы. А для исполнения инструментальной музыки число линий иногда доходило до десяти.

Сперва в начале каждой линии, особенно если их было много, ставили букву - обзначение звуковой высоты линии. Но уже в XIII в. линейная нотация стала такой обиходной, что выставляли лишь одну букву у какой-нибудь линии, остальные музыкант "вычислял" сам. К тому же и сами линии стали вскоре все черными. Таким образом от постановки той или иной буквы около одной из линий зависела звуковая высота всей системы.Такие буквы стали называть clavis - ключ. А так как чаще других выставлялись буквы g, f и с, то в практике рукописной книги они превратились в знаки, которые мы теперьназываем нотными ключами (наиболее известные из них сегодня скрипичный, басовый и теноровый).
Музыка западноевропейского средневековья

RSS-материал