булгаков

14 мая 2016

сломал дорогую оправу, к-ю сдуру положил на пол да и забыл: утром так смачно хрустнула... увы, день, когда её купил, я не отметил, а такие мелкие личные события меня очень интересуют своей синхронистичностью с чем-то другим, тк с арками событий я сталкиваюсь постоянно, вернее, всё лучше их замечаю. Например, если поезд в метро уходит из-под носу, я понимаю, что "ответка" будет неизбежной... 14 мая на Б. Пироговской открылся музей-квартира Булгакова: там он жил в цокольном этаже с августа 1927 и до февраля 1934. Однако, по моим сведениям, этот 2х этажный особняк (дом 35Б - в др. документах, стр. 2) существовал до 1958, а потом был то ли, фактически, уничтожен, то ли "реконструирован" с надстройкой - в общем, я не уверен в том, что музей открылся действительно в булгаковской квартире... хотя, вот пишут и про стр. 1, хорошо б разобраться... На 9е мая на снесённом доме Порошиных повесили плакат про "нашу память" и "нашу историю", Лукавый не дремлет и в мелочах
уничтожение Москвы:
* Мединский разрешил вырубить 20г в парке Кусково, к-му 150 лет
* Следующий адрес вандализма: Погодинская улица
* Москва не имеет статуса исторического поселения
* Архнадзор: Информационный бюллетень 25.04 – 10.05
* Сон разума. Как уничтожали ночью аллею голубых елей на ВДНХ (+ германские деревья не прижились?)
из сети:
* Совершено нападение на О.Н. Четверикову
* Переславль-Залесский переформатируют, выбивая всё русское
* youtube: о ситуации в моск. метро
* ваффен-СС. Май 1945
* Ленин о "необходимости массовых расстрелов реакционного духовенства" (разоблачение)

11 февр. и вокруг

8-го наступил год Красной Обезьяны. События-символы одного узла растянулись на неск. дней: от сноса около сотни моск. палаток в ночь на 9-е ("текло мимо"?) до 1й в истории встречи сегодня на Кубе Патриарха РПЦ и римского папы (т.е. в Собор Вселенских учителей у православных и годовщину открытия в 1931 Радио Ватикан). 11-е - важное число в моём "личном календаре", свои 50 лет Кама отметила встречей со Светой Рапенковой, зам. директора Соловецкиого Морского музея (ходили на выступление Старостина, к-й спел когда-то в альбоме "Альянса" Таню-Танюшу, фантазию на тему которой я как раз тем вечером сочинял к мартыновскому фесту), Латеранские соглашения, "День Исламской Революции", в Тегеран погиб Грибоедов, память Херберта и Пио Филиппани-Ронкони, ДР Кржижановского, высылка Солженицына, а если по ст.ст., 29 янв., то и полутурка Жуковского, память Пушкина, Саблукова, 340 лет Соловецкой казни, когда выжило 14 человек. В тот же день СМИ объявили об открытии "гравитационных волн" с помощью алгоритма выпускника Новосибирского у-та Сергея Клименко: Дата 14 сентября 2015 года теперь войдет в историю науки. Согласно объявлению Национального научного фонда США, в тот день в 5:51 утра по времени восточного побережья США одновременно двумя обсерваториями LIGO - в штатах Луизиана и Вашингтон - был получен сигнал, который в итоге и стал доказательством существования гравитационных волн. В связи со встречей Булгакова с Е.С. в доме Нирнзее (указывают 28 февр., а иногда и 10е), решил проверить. Она пишет: "Это было в 29-м году в феврале, на Масленую. Какие-то знакомые устроили блины", посмотрел: Пост начался 18 марта по н.ст., какая ж тут масленица...

Ночью умер Андрей Толстой, ещё раньше - Сондецкис и Maurice White (осн. Earth Wind & Fire), Paul Kantner (осн. Jefferson Airplane), Николай Сосновский

новое для меня имя - граф Филиппани-Ронкони. Вот цитата из одного "скрытого" постинга: "Отец будущей знаменитости, человек отчаянной судьбы, проживал в 1920-х годах с семьей в Барселоне. В те детские годы Пио прочел известный бестселлер Ф.Оссендовского, надолго врезавшийся ему в память. Ребенком он часто представлял себя реинкарнацией барона Унгерна… На более фундаментальном плане книга привила П.Филиппани-Ронкони две страсти: к Востоку и к России.

Любовь к России перемешалась в его сердце с ненавистью к коммунистам: в годы испанской гражданской войны красные, “rojos”, расстреляли его мать – «зеленоокую красавицу с кельтской душой». Отец его, сам в свое время бросивший все накопленное в Патагонии состояние, чтобы воевать под знаменами Родины в Первой мировой войне, любил повторять: «До тех пор, пока мы синьоры, то должны сражаться».

Во взводе, которым П.Филиппани-Ронкони командовал на исходе Второй мировой войны, служили и белогвардейцы. Они подарили ему казачью папаху. И – научили некоторым полезным вещам. Многие годы спустя, на одном протокольном мероприятии с представителями советской науки, гости попросили уважаемого профессора «спеть песню». Он им и спел… «Боже, Царя храни!» на чистейшем русском языке".



Храм Св.Великомученицы Екатерины (Рим, Виа дель Лаго Террионе, 77), прихожанином которого был граф Пио Филиппани-Ронкони.

и побольше здесь: 1 / 2

уничтожение Москвы:
* Полторы комнаты в музее Лермонтова. ч.2
* Станция метро Фрунзенская. Плановое уничтожение
* Каюк Москве: нашла сайт новостроек

О, проникающий в душу ветер...

Продолжаю и заканчиваю цитировать мемуары Ермолинского и его друзей...
"Я пробовал переводить танки и обычно показывал их Н.М. Лаконичная образность этих своеобразных поэтических миниатюр требовала расшифровки, без нее ничего не было понятно. Например: «ни симиру о кация содзи ни юби но ато» (о, проникающий в душу ветер, это работа маленьких пальчиков в содзи). Как это понять?
— Содзи - это промасленные передвижные стенки японского домика, - подбрасывая полешки в железную печку и кутаясь в плед, объяснял Попов-Татива. - Дети любят протыкать их кончиком пальца, с лопающимся звуком образуются дырочки. И вот у матери умер ребенок. Осень. Она сидит дома. Ветер проникает в дом через дырочки в содзи. О, проникающий в душу ветер...

<...> Булгаков оказался первым советским драматургом, появившимся на сцене МХАТа.
<...> Собаку Л.Е. назвала Бутоном, по имени слуги Мольера. А Михаила Афанасьевича называла Макой и ласково: Мася-Колбася. В кругу ее друзей он на всю жизнь так и остался Макой, а для иных - Масей-Колбасей.

<...> Весь организм Булгакова был отравлен, каждый мускул при малейшем движении болел нестерпимо. Он кричал, не в силах сдержать крик. Этот крик до сих пор у меня в ушах. И уже никого, кроме Лены и меня, к себе не подпускал. Он ослеп. 10 марта в 4 часа он умер [4ч 39мин]. Мне почему-то всегда кажется, что это было на рассвете.

<...> Ордер на мой арест был подписан 2м секретарем правления СП Павленко. В те беззаконные времена почему-то соблюдалась формальность, по которой член ССП мог быть арестован только по ордеру, «завизированному» одним из секретарей Правления. А еще позже мне стало известно, что Фадеев отказался дать свою подпись, заявив, что он знает меня и ручается за мою политическую благонадежность. Представитель НКВД вежливо откланялся и, пройдя приемную, вошел в соседний кабинет второго секретаря.

- Никак не пойму, что происходит, - зашептал я, свесившись со своей койки, чтобы быть поближе к старику. - Вижу, вернее, чувствую, что накручивают вокруг меня какое-то дело, а его и в помине нет.
- Сейчас не тридцать седьмой. Начинается новое. Только-только начинается. Политические нашлепки - это по инерции. А главное - в уловлении духа. Нежелательного, необъяснимо настораживающего, то есть чуждого, понимаете? Его инстинктивное, мистическое уловление, но все той же, отметьте, государственной машиной.
- Но ведь это же абсурд, чертовщина какая-то!
- Не абсурд, но согласен - чертовщина. В широком охвате она еще далеко впереди. И уж тут - у кого как. Мимо одного проехало, на другого наехало. Считайте, что вам не повезло и вы попали под машину, точнее - в машину. А раз так, то она начнет перемалывать и переламывать. В этом случае, поверьте мне, у вас одна задача - скользить, скользить не сопротивляясь, чтобы не попасть под ее зубья, иначе вас разорвет в клочья.
Позже я убедился, что это тот самый Н.П. Киселев, о котором упоминает Андрей Белый в своих мемуарах, книголюб, собиратель книг, специалист по романтикам и по трубадурам, весь, по выражению Белого, «экслибрис», утонченный знаток древних ритуалов, истории тайных, мистических обществ!

<...>Леночка умерла 10 июля 1970 года (в 10 часов вечера). Если бы ее не было на свете, то сочинения Михаила Афанасьевича, думаю, еще долго пролежали бы в ящиках стола".

С. АХМЕТОВ "ПЕРСТЕНЬ БУЛГАКОВА"
Впервые я его увидел на безымянном пальце С.А. Ермолинского в Переделкино на даче Каверина. Тонкий золотой ободок, поднимающийся четырехугольным кастом. В него вставлен сапфир цвета выгоревшего василька. У основания камень кажется светлым, к вершине темнеет. В нем проблескивает едва уловимый фиолетовый огонек. Сапфир огранен кабошоном редкой пирамидальной формы: в основании прямоугольник размером примерно семь на пять миллиметров, выше он закругляется, но ребра пирамиды сохранены и при взгляде сверху напоминают косой андреевский крест. Размер камня - с горошину. В нем при внимательном рассмотрении видны включения в виде мелких пузырьков.
В 1949г. Ермолинский оказался в Москве без жилья и без работы. Самое ценное, что у него было - это пьеса о Грибоедове, которую согласились прослушать во МХАТе. Процедура читки достаточно нервна, И тут Елена Сергеевна достает перстень: "Миша всегда носил его камнем внутрь, но в особо важных случаях поворачивал сапфиром вверх".
- Надень его, - сказала она. - Если будет плохо, поверни камнем вверх.
И читка прошла успешно! Правда, пьесу поставил не МХАТ, а театр Станиславского, который был только что образован. Собственно, со спектакля «Грибоедов» он и начался. До самой смерти в феврале 1984 года Сергей Александрович не расставался с перстнем. Ныне перстень хранится у Т. Луговской, его вдовы. [ум. в 1992? а где теперь?]
[14 декабря - ДР Ермолинского, 15 декабря - ДР Грибоедова. 15.12.1951 была премьера.]

АНДРЕЙ ХРЖАНОВСКИЙ
Я родился [на Мансуровском] в доме напротив, под 10-м нумером.Вообще, я прихожу к выводу, что Ермолинский обладал сверхъестественной эманацией, притягивающей к нему невероятные совпадения. Так оказалось, что первая посылка, полученная им в голодные времена казахской ссылки от Елены Сергеевны Булгаковой, была собрана заботливыми руками подруги и соседки Е.С. по ташкентскому двору - Татьяной Луговской, с которой Ермолинский тогда еще даже не был знаком и мужем которой стал впоследствии.

Отвечая на вопросы, заданные сотрудниками краеведческого музея Калуги, Ермолинский написал о своих земляках А.Л. Чижевском и К.Э. Циолковском, с которыми был знаком: «Их связывали общие космические «ереси». Циолковский приглядывался к нему с любопытством, хотя не раз впадал в негодование от скороспелости его выводов. Циолковский жил слишком напряженно, он был сумасшедше сосредоточен, но, обожая самое фантастическое воображение, не терпел легкомыслия. А у Александра Леонидовича было это легкомыслие, странно сочетавшееся с сухостью и почти «молчалинской» почтительностью. Он любил к тому же прихвастнуть своими академическими связями, поддержкой Луначарского и т.п. Циолковский странновато фыркал и вдруг становился глухим: «Что? Что?» - переспрашивал он. Он действительно был глуховат, но окончательно притворялся глухим, когда это было ему нужно. Тем не менее, приходу Александра Леонидовича он всегда искренне радовался.

"Теплые стоки не мешали окрепнуть"

банальный пример к предыдущей "пользе незнания": про милые места и замечательных людей: мемуары Ермолинского:

"Я жил недалеко, в Мансуровском переулке, в небольшом деревянном доме. Перейдя Остоженку, можно было переулком спуститься к Москве-реке. Поэтому лыжи стояли у меня и наша прогулка начиналась прямо из моего дома. Булгаков оставлял свою зеленовато-серую доху до пят и из такого же американского медведя большую, налезавшую на уши ушанку, натягивал неизменный вязаный колпак, и мы, закрепив лыжи уже во дворике дома, отправлялись в поход.

Остоженка была перекопана - начинали строить первую очередь метро (его строили открытым способом). Через улицу в некоторых местах были перекинуты деревянные мостки. Мы пробирались по ним, обледенелым и скользким, далее катили по переулку, утопавшему в сугробах, и оказывались на реке. По Москве-реке в ту пору свободно катались лыжники. Теплые стоки не мешали окрепнуть ледяному покрову. И по наезженной лыжне, запорошенной ночным снежком, можно было лихо и быстро докатить до самых Воробьевых гор. На горках этих или по Нескучному саду мы бродили не спеша. Обычно это был будничный день, народу мало, главным образом детвора. Иногда лишь пролетал заправский спортсмен, сверкнув красным свитером и не заметив нас. Михаил Афанасьевич бегал на лыжах лучше меня. Скатываясь с горки чуть покруче, я не мог удержаться, лыжи разъезжались, и я валился набок. Это обязательно происходило, когда мы, возвращаясь, съезжали с Нескучного или с Воробьевых на реку. Тут спуск крут, и я летел вниз, теряя палки. Но однажды, когда сгустились сумерки и в синеве тумана не видно было реки внизу, я вдруг покатился, чуть присев, и хотя чувствовал, что несусь быстро, в лицо бьет ветер и, кажется, уже чересчур долго несусь, но не падаю. Вылетел на реку, не упал, завернул и не без лихости притормозил. Булгаков стоял неподалеку и кричал мне, смеясь:
- Оглянись!.. Погляди, горка-то какая!
Снизу, с реки, косогор, с которого я съехал, открылся мне. Как это я не упал?"

заметки к комментариям (3)

этому]
Первое, что с утра прочитал: Дорогой Михаил Афанасьевич Булгаков, пора начинать действовать!" о только что состоявшемся увольнении создателя музея в "Нехорошей квартире", сестры Чудаковой Инны Мишиной (с несколько сомнительными пассажами вроде "Воланд - и тот на нашей стороне", напомнившей мне о фотографии, на к-й я играю на своём излюбленном Роланде, переделанном автором фото в Voland, и о том, что именно в этой квартире я играл как-то в особый апрельский день - но и с актуально тревожным комментом "говорят - зачистка идет по Москве"). Однако вернёмся к узелкам:
1. Мироздание и сов. власть отметили ДР Булгакова открытием в "его" местах станции метро "Кропоткинская" - 15 мая 1935
2. макабрическая подробность: деньги, присланные родителями Татьяне Лаппа (ударение на 2й, с этой женщиной Б. прожил дольше всего) для подвенечного платья, были истрачены на аборт.
из сети:
* Жариков: "т.н. "болотная" движуха создана и управляется непосредственно Кремлём, цель которой сохранение власти в её преемственности перед лицом внезапного и весьма ожидаемого кризиса. "Россия без Путина" это же мешок сахара без чайной ложки: причём тут какой-то "путин"?"
* Robert F. Kennedy Jr.'s Estranged Wife, Mary Richardson Kennedy, Dead in Apparent Suicide
* купол рухнул только в том году
* поджог с использованием взрывчатых устройств
* Вечер памяти убитого шейха Аббаса Ляххама
* Николай Константинович Печковский

заметки к комментариям (2)

этому]
Сегодня ДР Булгакова - якобы, потому что по старостильному - завтра, он род. в Киеве 3-го мая. Темы втягивают события: вчера был на годовых поминках тётки-врача (диковато смотрелась запятая в латинской фразе во всю стену зала), чей свёкр был последним его лечащим врачом, даже Киев слабо, но лично прозвучал вчера, а завтра репетирую в Отказе, соединившимся с ним через соседство в Мансуровском (другой сосед, Джемаль, записал вчера первый выпуск своей видеопрограммы "Навигатор").
Итак, узелки:
1. Темой "врача" отмечены оба приезда Б. в Москву: первый и окончательный - когда врач Гладыревский, работавший на Б. Пироговке в клинике А.В.Мартынова (к-го называли "совестью московской хирургии"), поселил его в общаге на М. Пироговке. Впервые Б. приехал в Москву в 1917, остановившись на углу Чистого и Пречистенки у дяди по матери, прототипа проф. Филиппа Филипповича, врача Николая Покровского (чья мать, в свою очередь, была ур. Турбиной). Другой её брат, Михаил, был врачом Патриарха Тихона.
2. Считается, что у фамилии - тюркские корни (от глагола "булга" - "мутить, взбалтывать"). Крестил Булгакова (первенца из семерых) о. Матвей в Крестовоздвиженской именем и деда по матери, и покровителя Киева (именины Б. отмечал именно в день Собора арх. Михаила, 8 ноября ст.ст.)
3. В клинике проф. Мартынова на Б. Пироговке проводились опыты "по омоложению".
4. В целом, материнская линия Покровских оказала на Б. большее влияние, нежели отцовская (оба рода были священническими), Мягков пишет: "В том, что оба деда были священниками одной местности, родились и умерли в один и тот же год, имели почти равное количество детей, биографы видят особый провиденческий знак". По др., позднейшим данным, число было не "почти", а именно одинаковым: по 9 детей у каждого, 3 дочери и 6 сыновей.
5. Отец - доктор богословия - переводил Августина, Иеронима, особенно интересовался старокатоличеством, англиканством и масонством.
6. В 1925 в М. стал выходить ж. "Безбожник", 1й № к-го назывался "Безбожник-Коровий" ("Журнал наш крестьянский, пишем мы о коровьем здоровье и о том, как знахари и попы скот губят".)

фон: В самолет Олланда во время его первого визита ударила молния

комментарии

вроде бы странно присваивать авторское право на какое-либо слово, с другой стороны - есть слова новые или по новому составленные - когда-то я утверждал, что Автобиография - одна на всех, сейчас - признав, что мартыновская "автоархеология" как термин куда удачней, мне естественнее всё это называть автоархеологическими комментариями - моими ли, его ли, васипетиными - неважно, важна территория раскопок, общие её границы. Скажем ещё уклончивее - заметки к комментариям.
этому)
* в первых набросках "Мастера и Маргариты" (1929) функции М. выполнял ученый по имени Феся.
* Мастер в черновиках ранней редакции романа именовался Фаустом
* Знакомство Булгакова с Л. Е. Белозерской: стал наигрывать вальс из "Фауста"...
* Б. Пироговская/ Место настолько личное и связанное с такими макабрическими подробностями, что подпадает под невышедший срок давности/ Л. Е. Белозерская: "В стародавние времена из Кремля по прямой улице мимо Девичья Поля ехали в Новодевичий монастырь тяжелые царские колымаги летом, а зимой расписные возки. Не случайно улица называлась Большая Царицынская..." Ермолинский: "При нэпе появились люди, которые имели право построить небольшой дом и становились его частными владельцами. У одного из таких застройщиков Булгаков и арендовал трехкомнатную квартиру, немалая по тем временам роскошь. Из небольшой квадратной столовой три ступеньки вниз вели в его кабинет…" / Этот дом - 35б - был уничтожен в 60-х .
* Оба дома в р-не Остоженки-Пречистенки, , где квартировал Б., уничтожены (Чистый переулок, 9, кв. 4 во флигеле и М. Левшинский 4, кв. 1.)
* Последний адрес - Нащокинский переулок (тогдаа ул. Фурманова), д. 3/5, кв. 44 - c февралz 1934. Этот дом уничтожен.
* Первое московское жилье Булгакова (на М. Пироговской 18)) было недалеко от его будущей могилы у "пряничных башен" - этот дом уничтожен (Тихомировское студенческое общежитие, в к-м Булгакова поселил еще киевский знакомый - врач Николай Гладыревский, работавший в клинике проф. Мартынова)

чтобы знали (4)

оказалось, не знал о текущих днях недели и жил в заблуждении - так что Презентация Николая Коперника была не вчера, а будет сегодня..
zoom /это рисунок Нади Рушевой "Мастер и Маргарита"
-----------
примечания к истории о Мансуровском: посм. маску Булгакова делал дв. брат Гурджиева Сергей Меркуров (он же делал слепок рук Скрябина). Не знаю, в связи с чем = вероятно, это те "слабые токи", к-е я не могу расшифровать, но даты рождения и смерти Меркурова - 7.11 (нынешняя Армения) и 8.06 - почти совпадают с датами знаменитых затоплений WWII и важнейших премьер в жизни Орфа (Армения и Catulli carmina - Глориес и Carmina Burana). Про Ермолинского (к-й писал: Молись о тайне истолкования)): всё ж Булгаков более дружил с ним, а не Т., а вот милый отрывок из воспоминаний Ермолинского про юго-западные прогулки с Булгаковым - по льду, до Лужников: "Я жил недалеко, в Мансуровском переулке в небольшом деревянном доме. Перейдя Остоженку... можно было переулком спуститься к Москве-реке. Поэтому лыжи стояли у меня, и наша прогулка начиналась прямо из моего дома. Он оставлял свою зеленовато-серую доху до пят и из такого же американского медведя большую, налезавшую на уши ушанку, натягивал неизменный вязаный колпак, и мы, закрепивши лыжи уже во дворике дома, отправлялись в поход". Про дом Маргариты, маршрут её полёта - да и про сам "подвал Мастера" - есть другая версия, довольно убедительная - в ней радует меня то, что - как и в случае с Мансуровским - те места не менее значительны для меня как автоархеолога (да и панихида прошла на Поварской, где Гнесинский).
===================================
только дал в понед. ссылку "Таисия Осипова не верит, что доживет до конца своего срока", а её и освободили и приговор отменили. Но вообще какой-то тренд - стали ежедневно сообщать о том, что полицаи убили какого-нибудь невинного парня (др. тренд - самоубийства подростков). Трудно представить, что раньше убивали реже. Про обзывание Джемаля "ваххабитом" - вот материал "Исламский взгляд на ваххабизм" 1 & 2. Можно, конечно, и Хайдеггера назвать нацистом, и Мережковского фашистом, не говоря уж об Устрялове - а толку-то? Такая пропаганда лишь развенчивает пропагандистов. В копилку: Биг Бен - это 14-тонный колокол; в русской "Табели о рангах" (1722) все должности были распределены на 14 рангов
из сети:
* Георгий Малинецкий (зам. директора ИПМ РАН им. Келдыша): доклад в Дубне на конференции “Новая глобальная реальность и стратегии развития России”
* Mac OS X официально переименована в OS X, Apple анонсировала версию 10.8 Mountain Lion

чтобы знали (3)

  Photobucket    
1. Дом Теплёнинова и Дом Казакова, 1910 / Подвал
3. Дом Теплёнинова / 4. Дом Казакова

Вернёмся на Мансуровский... напомню "автоархеологическую" связь: Булгаков - Джемаль - Вежливый Отказ. Все трое там не просто жили, но провели "знаковое" время. Три этих пункта, ставших для меня "личными архетипами", связаны в моей судьбе и многим другим, но из географических связей, Мансуровский (Остоженка) - самая выразительная. Дом Казакова - точка сборки Отказа, оттуда мы - с инструментами - 10 активных лет уезжали в аэропорт или на вокзал. Про соседний дом - не помню уж откуда выписал: "дом принадлежал артисту Малого театра С. Топленинову, у которого Булгаков часто бывал в гостях и которому - одному из первых - прочитал свой роман. "Так это ты наш подвал описал?" - изумился хозяин. "Тс-с!" - улыбнулся Булгаков и поднес к губам палец" (о том же свидетельствовала и Маша, жена Ермолинского). Самое место сделать акцент на театре (как и следует, тема Театра связана с темой Психиатрии - здесь это проявляется, в частности, в фигуре Станиславского-Алексеева): театр в жизни В. Отказа, Булгакова и Джемаля: МХАТ, Малый и МХАТ ("кладбище моих пьес"), Малый. Юбилейный концерт ВО (Джемалем посещённый) в здании МХАТа, на месте к-го было градоначальство (для меня здесь неск. географ. векторов, в т.ч. к Таганке - где, кстати, "Ориентация - Север" и была написана) - ул. Станиславского, домам Алексеева и базе "Агаты Кристи" недалеко от св. Мартина на Алексеевской, на которой ВО провёл перед МХАТом репетиции). Директор Малого, дед Джемаля. Декоратор Малого и МХАТА - Топлёнинов. К тому же именно в Малом весной 1959 поставили пьесу другого жильца дома с "подвалом Мастера", Ермолинского (оба Сергея с Машами были друзьями Булгакова, Е. присутствовал на его похоронах). Из киносценариев Ермолинского (похороненного, кстати, на Алексеевском кладбище) отметим "Неуловимых мстителей".
Photobucket
Изначально был один Императорский Московский театр, разделившийся на здания для опер и для пьес, соединённые подземным ходом. Амфитеатров писал: "Малый театр!... Это русская Academie des Sciences! Это коллегия бессмертных!" Сейчас его худрук - лауреат премий КГБ и ФСБ проф. Юрий Соломин. Дед Джемаля, Леонид Шаповалов, директорствовал в Малом с 1 марта 1943 по 1 апреля 1950 (затем дир. стал Михаил Царёв), как раз при нём построили для фронта авиазвено "Малый театр" из 12 ЯКов. К вопросу о "слабых токах": ПЕРВЫМ руководителем театра при большевиках (более 2х лет) был А. Южин.

О Казакове... он был когда-то помощником Кекушева, чья дочь и сбежала из роскошного особняка на Остоженке в деревянный домик Теплёнинова - к тому из братьев, что жил в полуподвале. Дед Анны Арциховской. Архитектор и своего дома на Мансуровском, и здания МАРХИ в Сандунах.

Первой пьесой Булгакова, поставленной в Малом - был "Мольер" (переименованный цензурой 30-х в Кабалу святош), которого сыграл сам Юрий Соломин. Именно после запрета этой пьесы, написанной специально для МХАТа, Булгаков со МХАТом и разорвал отношения. Два года назад спектакль получил Золотой диплом на VIII "Золотом Витязе", а сам театр - после выхода Васильева из Европ. Союза Театров - стал единственным в Москве членом этого союза. Весной 2012 в Москве пройдёт фестиваль Европ. театр. союза - и в Малом будет Мастер и Маргарита австрийского Шаушпильхауса.

чтобы знали (2)

Из исследователей жизни и книг Булгакова, я по сей день питаю особое доверие к уехавшей 20 лет назад в Израиль Яновской (хм... ведь Гоголь, чей могильный камень оказался на могиле Булгакова - тоже был из польского рода Яновских). Она умерла в канун этого года, 29-го декабря 2011. Яновская считает драматурга Сергея Ермолинского - поспешно и несправедливо оболганным Б.В.Соколовым в его "Булгаковской энциклопедии", аргументированно возражая против ассоциации Е. с Алоизием Могарычем. Чем мне интересен Ермолинский? Когда Булгаков чуть ли не ежедневно бывал в Мансуровском в доме одного из лучших театральных художников Москвы того времени, Cергея Сергеевича Топлёнинова (брат к-го, занимавший 2й этаж, дружил с Луначарским, и ненадолго реквизированный дом навсегда вернули владельцам), Е. снимал там комнаты. Cергей Сергеевич жил в полуподвале (с камином) - считается, что в именно в правой его части Булгаков писал Мастера, но к кому он приходил - Сергею Ермолинскому с женой Марией или Сергею Топлёнинову с женой Марией - непонятно, т.к. дружил с обоими. Отчий дом жены Сергея Сергеевича Топлёнинова был рядом - великолепный особняк на Остоженке (д. 21): её история, вероятно, присутствовала в образе Маргариты.

Мансуровский переулок (на углу к-го находится посольство Сирии), дом 9: "дом Мастера". Булгаков появился в 1926-м (во флигеле соседнего дома Кузнецова, дома 11 жил все 90-е Роман Суслов, когда был в Москве - в доме напротив с детства жил Джемаль). На фото - подвал до ремонта в 70-х.

  zoom

RSS-материал