Джемаль "Медиа в эпоху «постмодерна»"
Цели медиа вчера и сегодня
Медийное пространство как самостоятельный фактор цивилизации
существует сравнительно недавно. Фактически рождение медиа как
одного из оперативных инструментов коллективного сознания совпадает с выходом на историческую арену Либерального клуба — самостоятельного игрока в большой политике. Либеральный клуб изначально является сообществом людей, более или менее независимых
от жесткой иерархии и черпающих материальные ресурсы непосредственно из социальной среды. Иными словами, это люди «либеральных профессий» (адвокаты, врачи, профессура) и богема, к которой
примыкают финансисты и спекулятивные посредники разного рода.
Именно благодаря тому, что это сообщество осознает себя как политико-идеологический фактор нового времени, оно создает условия
для возникновения профессиональной журналистики.
Первоначально СМИ действуют как рупоры различных общественных групп и политических направлений, поскольку «либералы» (в
широком смысле) на первых порах обслуживают как интересы буржуазии, так и некоторой части традиционного истеблишмента. Кроме
того, возникает левое крыло либерального сообщества, наиболее
крайним и известным выразителем которого стал Карл Маркс.
В XIX и значительной части XX веков пресса не только была каналом самовыражения различных социальных классов и групп населения, она также позволяла либералам формулировать дискурсы этих
групп, выступая практически в роли демиурга истории. Так, несомненно, что и коммунистический дискурс от имени «пролетариата»,
и национал-социалистский дискурс от имени мелкой буржуазии и националистически ориентированной части рабочего класса были генерированы крайне левым и крайне правым флангами все того же Либерального клуба.
Положение резко меняется после 1945 года. Военный триумф
США, которые с позапрошлого века становятся штаб-квартирой мирового либерализма, а также изоляция за «железным занавесом» тоталитарных бюрократических режимов, возглавляемых сталинской
коммунистической номенклатурой, приводит к тому, что мировые медиа начинают обеспечивать в геополитическом пространстве рыночной экономики контроль Либерального клуба над «молчаливым
большинством».
В силу гарантированных западными конституциями свобод существует и альтернативная пресса, но она попадает в идеологические
гетто просоветской или — в гораздо меньшем масштабе — неонацистской ориентации. К концу двадцатого столетия медиа превратились
практически в главную и безальтернативную структуру, формирующую унифицированное массовое сознание западного человечества.
На более ранних этапах своего развития класс профессиональной журналистики был с определенными оговорками подчинен культурным
традициям, превалирующим в каждой данной стране. Это означало,
что медиа не выходили из тех рамок, которые задавались средней и
высшей школой, существовавших под эгидой национальных академий.
Стандарты образования определялись научным сообществом, и
стержневым элементом академизма были гуманитарные дисциплины.
Философия, логика и история занимались проблемами «высокого
смысла» и оттачивали мыслительные методики, которые, в свою
очередь, позволяли делать прорыв в естествознание. В этот период
научное сообщество еще было тесно связано с Клубом традиционалистов — высшими слоями социальной иерархии, а также религиозным истеблишментом. Именно в силу этого философы играли определяющую роль в академическом мире. К концу XIX века положение
меняется: левый либерализм (марксизм) производит революцию в
гуманитарных дисциплинах, рушатся догматы классического естествознания…
Научное сообщество присоединяется к Либеральному клубу, порывая
с фундаментальным наследием Возрождения. С этого момента возникает поначалу малозаметная эрозия национальных систем образования.
Постепенно журналистское сообщество чувствует все меньшую
ответственность в отношении академически признанной картины мира, в конечном счете, освобождается и от необходимости сообразовываться с фактологией. Миф и слух начинают превращаться в инструментарий информационных каналов.
К сегодняшнему дню не система образования определяет уровень
и качество информационного потока, проходящего через медиа, но
наоборот: картина мира, создаваемая «творчеством» входящих в либеральное сообщество журналистов, начинает влиять на образовательные программы, идеологию преподавательского состава, и, в результате, медиа превращаются в могучее средство влияния на весь
образовательный блок. (Наиболее ярко и законченно этот процесс
проявился в США.)
Наиболее влиятельная часть западных медиа сегодня остается в руках
центра и умеренно правого сегмента Либерального клуба, тесно связанного с устоявшимися политическими партиями и бюрократическим аппаратом. Этот основной блок информационного ресурса ставит перед собой задачу формировать единообразную позицию по
наиболее жизненным политическим вопросам, которая выдается за
мнение всего общества и является как бы нормативной цивилизационной установкой. Это касается, прежде всего, проблем легитимности правящих элит, действенности институтов представительной демократии, прав человека, национально-освободительных движений,
войны и мира в различных регионах планеты, терроризма и т. д. Объективно, поскольку мировой либерализм определяется политической
конъюнктурой внутри американских властных структур, западные
медиа транслируют под видом цивилизационных установок прежде
всего позицию сильнейших групп влияния в самих США.
(При этом надо добавить, что так называемый Традиционный клуб,
в который входят представители наследственной знати и «князья церкви», фактически отрезан от медийного пространства. Его отдельные
выходы в информационную сферу осуществляются под контролем ли-
бералов через призму сопутствующих комментариев и оговорок.)
В последнее время внутри Либерального клуба все более активно
действует группа международных медиамагнатов, состоящая из более
или менее «случайных» нуворишей и сверхнуворишей. Типичной для
них политикой оказывается приобретение бумажных изданий, обладающих традиционными брендами, наряду с достаточно популярными телеканалами. Совмещение телевизионных технологий, влияющих на сознание аудитории в режиме прямого действия, с
журнально-газетной аналитикой, рассчитанной на более образованные слои, создает особый эффект, когда рациональная, объяснительная часть интерпретации событий совпадает с эмоциональным программированием коллективного бессознательного.
Многие из этих медиамагнатов являются этически сомнительными
персонажами со спорной легитимностью в мире большого бизнеса.
Возможно поэтому они делают ставку на тот сегмент медиа, который
популярно именуют «желтым».
В последнее время общественная роль изданий, специализирую-
щихся на слухах, скандалах и дезинформации, резко выросла. Таблоиды начали играть возрастающую роль в зомбировании определенной части «молчаливого большинства». Как правило, желтая пресса
ведет обработку своей аудитории в духе несфокусированного правого
национализма, концентрируя ощущения неудовлетворенности и социального поражения в хорошо понятных направлениях конфессионального и этнического конфликта.
(Дальше начинают формулировать конкретные задачи уже специализированные маргинальные издания различного рода движений и
группок, которые, как правило, курируют секретные службы.)
Иными словами, «олигархи» как особый скандальный подкласс
Либерального клуба борются за свое присутствие в большой политике на площадке правого популизма.
Это происходит на фоне крушения леволиберального дискурса,
стержнем которого на протяжении полутора веков был марксизм во
всех его модификациях. Сегодня левый либерализм свелся к антиглобалистскому сообществу, распадающемуся на множество маргинальных и маловлиятельных направлений, чей общей характеристикой
оказывается мировоззренческая инфантильность и бессистемность.
Кажущаяся пассивность Традиционного клуба объясняется во многом уверенностью «старых элит» в неотвратимости кризиса, который
обрушится на либералов.
Признаки этого кризиса уже во многом проявлены в лице той геополитической проблемы, в которую превратились США для всего
мира. Эта проблема имеет не только для всех очевидное военное, но
также цивилизационное и культурное измерения. Американский проект несет человечеству перспективы «измененного сознания», в котором отсутствуют классические смысловые ориентиры, дававшие людям силы жить на протяжении всей их истории. Для начала в
американском проекте отсутствует сама История — и как концепция,
и как ценность, и как непосредственный опыт, который должен быть
индивидуально открыт каждому.
Драма «американской угрозы» миру как в зеркале воспроизводится
в проблеме современных медиа: они превратились в духовную угрозу
всему человечеству — вызов ментальной гармонии и душевному здоровью всех людей на планете. Если кто-то этого не замечает, то это
уже тревожный симптом наличия измененного сознания. Для свежего
человека встреча с медийным пространством всегда оборачивается
тяжелейшим шоком.
Информационное общество, скорее всего, «убьет» медиа в их современном виде. В мире Интернет-телевидения и интерактивных
конференций вокруг игр-проблем не останется места для старого
классического зомбирования новостными блоками и аналитическими
статьями. Однако, духовные опасности для современного человечества не будут нейтрализованы, они просто перейдут в иную, возможно
гораздо менее предсказуемую сферу.